Персоналии http://pbgu.ru/index.php/personalii Tue, 25 Feb 2020 10:45:13 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru tribal.dragon@yandex.ru (My CMS) Абрахам Карл / Abraham Karl http://pbgu.ru/index.php/personalii/39-abrakham-karl-abraham-karl http://pbgu.ru/index.php/personalii/39-abrakham-karl-abraham-karl Один из ранних влиятельных психоаналитиков, сотрудник Зигмунда Фрейда, который называл его «лучшим учеником». Родителями Карла были Натан Абрахам, еврейский религиозный учитель и его жена Ида.

Карл обучался медицине и занимал должность в госпитале Бургхольцли, которым руководил профессор Эйген Блейлер. Там Абрахам познакомился с психоанализом. Личная встреча с Зигмундом Фрейдом состоялась в 1907 году. В 1910 году Абрахам стал участником II международного психоаналитического конгресса и одним из организаторов Международного психоаналитического объединения. Вернувшись в Германию, в 1910 году Абрахам стал одним из членов-организаторов Берлинского психоаналитического объединения. В 1920 году Абрахам вошёл в число организаторов Берлинского психоаналитического института, ныне носящего его имя. Карл Абрахам умер от инфекции лёгких, вероятно, разрушенных раком лёгких. Похоронен на Парковом кладбище Лихтерфельде в Берлине.

Научная деятельность

Основные научные труды Карла Абрахама посвящены психоаналитической характерологии, исследованию ранних ступеней психосексуального развития. Также существенны его вклады в психологию алкоголизма, маниакально-депрессивного психоза, меланхолии, депрессии, патологий, связанных с ранними сексуальными нарушениями. Несомненно его влияние на формирование теории объектных отношений, на исследование травматических неврозов. Среди его анализандов и учеников — Мелани Кляйн, Хелен Дойч, Георг Зиммель, М. В. Вульф.

Зигмунд Фрейд и Карл Абрахам разработали первую психодинамическую трактовку и методику лечения монополярной депрессии.

Работы Абрахама

  • Абрахам К. Дополнение к учению об анальном характере (1921)
  • Абрахам К. [Cексуальность и алкоголизм] (1908)
  • Абрахам К. Психоанализ и гинекология (1925)
  • Абрахам К. Исследование самой ранней прегенитальной стадии развития либидо (1916)
  • Абрахам К. Вклад оральной эротики в становление характера
  • Абрахам К. О первых опытах лечения маниакально-депрессивного психоза (1911)
  • Абрахам К. К вопросу о становлении характера на «генитальной» ступени развития
  • Абрахам К. Одна из инфантильных теорий о возникновении женского пола
  • Абрахам К. О сексуальности ребёнка (1920)
  • Абрахам К. История развития либидо
  • Karl Abraham M. D. THE FIRST PREGENITAL STAGE OF THE LIBIDO (1916)
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Mon, 18 Apr 2016 02:05:19 +0000
Адлер Альфред / Adler Alfred http://pbgu.ru/index.php/personalii/69-adler-alfred-adler-alfred http://pbgu.ru/index.php/personalii/69-adler-alfred-adler-alfred Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. 

Детство и юность

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

 

Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов», в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда.

Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом». 

8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда (в своей книге «Проблемы души нашего времени» Карл Г. Юнг называет его первым учеником Фрейда). Однако согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути (psychoanalytic deviant), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих ещё до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга». Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда, и никогда не подвергался тренировочному анализу».

 

Дальнейшая жизнь

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне.

В 1920-е гг. его социально-психологическая система, которую он сам называл индивидуальной психологией, привлекла большое число последователей. 

В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

У Альфреда было четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Александра и Курт стали, как и отец, психиатрами. Валентина была деятельницей Коминтерна, работала в издательстве Иностранных рабочих в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма. Внучка — публицист Марго Адлер.

 

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

В созданной им концепции главную роль играют социальные факторы. Ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Wed, 04 May 2016 22:02:04 +0000
Айзенк Ганс Юрген / Eysenck Hans Jürgen http://pbgu.ru/index.php/personalii/59-ajzenk-gans-yurgen-eysenck-hans-j-rgen http://pbgu.ru/index.php/personalii/59-ajzenk-gans-yurgen-eysenck-hans-j-rgen Британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Биография

Сын актёров немого кино Эдуарда Айзенка и Хельги Моландер. В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылалгороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию.

Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency. С 1946 по 1955 год — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем. С 1955 по 1983 год — профессор Института психологии при Лондонском университете. С 1983 года — почётный профессор психологии.

Айзенк основал журналы «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором.

 

Научная деятельность

Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Американские оптовые и розничные книготорговцы отказались распространять книгу Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» («The IQ Argument», 1971) из-за полученных угроз насилия и поджогов, так что приобрести эту книгу в США в начале 1970-х годов оказалось невозможно. Американские газеты в те годы отказались от публикации рецензий на неё.

Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа, было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма («Dimensions of Personality», 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами («The Scientific Study of Personality», 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения:

  • для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость, и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость;
  • для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (с этим связано лучшее образование у них условных рефлексов и их быстрая обучаемость), и медленное формирование реактивного торможения, его слабость и малая устойчивость.

Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности), и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

Айзенк  утверждал, что время реакции является одним из наиболее существенных критериев уровня интеллектуальной одаренности.

Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом, — изначально они имели иное содержание.

В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов:

  • высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители;
  • а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у лиц с высокими показателями на этой шкале повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности на колебания потребностей.

В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».

Айзенк разработал ряд широко используемых стандартизированных тестов:

  • "Maudsley Personality Inventory" (MPI) в 1959;
  • "Eysenk Personality Inventory" (EPI) в 1963;
  • "Eysenk Personality Questionnaire" (EPQ) в 1975.(вместе со своей женой Сибиллой Б. Г. Айзенк.)
  • Айзенка опросник установок к сексу (Eysenk Inventory of Attitudes to Sex (EIAS)) в 1989.

 

Трёхфакторная теория личности

Трёхфакторная теория личности опирается на определение черты личности, как способа поведения в определенных жизненных областях:

  • на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком);
  • на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты;
  • на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность);
  • наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.), но основанные на биологических характеристиках.

На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривал как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует об их статусе черт темперамента.

В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провёл для доказательства своей теории (чаще всего, вместе со специалистами в соответствующих областях), была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента(нестабильные экстраверты), и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Им также были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов: памяти, интеллекта, социальных установок.

На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI («Manual of the Eysenck Personality Inventory», совм. с Sybil B. G. Eysenck, 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных (MMQ, MPI («Manual of the Maudsley Personality Inventory», 1959)).

 

Трёхфазная теория возникновения невроза

Айзенк — один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза», — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций («The Causes and Cures of Neuroses», совм. с S. Rachmann, 1965). На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии.

 

Работы учёного

Книги

  • Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности = Intellegence: the battle for the mind. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 352 с. — 6000 экз. — ISBN 5-04-009995-9.
  • Айзенк Г. Парадоксы психологии = Psychology is about people. — М.: Эксмо-Пресс, 2009. — 352 с. — (Психология общения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-33527-5.
  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М., 1972. — 121 с.
  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2000.
  • Айзенк Г. Структура личности. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с.
  • Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики = Mind watching. Why we behave the way we do / Пер. А. Озерова. — М: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с., илл. — ISBN 5-04-008247-9.
  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Ганс Айзенк, Гленн Вильсон; послесл. к. п. н. С. Д. Бирюкова.

Статьи

  • Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Tue, 03 May 2016 20:15:18 +0000
Александер Франц / Alexander Franz http://pbgu.ru/index.php/personalii/129-aleksander-frants-alexander-franz http://pbgu.ru/index.php/personalii/129-aleksander-frants-alexander-franz Американский врач и психоаналитик венгерского происхождения, считается одним из основоположников психосоматической медицины и психоаналитической криминологии. Учился в Берлине, где входил в группу Карла Абрахама.

Годы жизни:  22 января 1891 - 8 марта 1964 

Франц Александер окончил медицинский факультет Будапештского университета (1913). Исследовал широкий круг разнообразных психологических проблем, в том числе негативные следствия воспитания детей в непомерной строгости или баловстве. Изучал и типизировал эмоциональные конфликты. Во время Первой мировой войны Александер был военным врачом (1914 — 1918). После войны занялся психотерапией и психоанализом, работал ассистентом в Нейропсихиатрической клинике Будапештского университета (1919 — 1920). Александер работал и преподавал в Берлинском психоаналитическом институте (1924 — 1925), где практиковал наряду со стандартными сокращенные курсы психоаналитической терапии.

В 1930 году он был приглашён Робертом Хатчинсом, президентом университета Чикаго, в качестве приглашённого профессора психоанализа. Затем работал в Чикагском институте психоанализа, в конце 1950-х годов в качестве одного из первых членов вошёл в Общество исследований по общей теории систем.

Признан одним из основателей психосоматической медицины (психосоматики). Именно его работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний.

В своей главной книге Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение (2002), Франц Александер обобщает результаты семнадцатилетней работы, посвященной изучению влияния психологических факторов на функции тела, на возникновение, протекание и исход соматических заболеваний. Опираясь на данные психиатрии, медицины, гештальт-психологии, психоанализа, автор рассказывает о взаимосвязи эмоций и заболеваний сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения, нарушений обмена веществ, сексуальных расстройств и т.д.

]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Thu, 02 Jun 2016 21:42:32 +0000
Альцгеймер Алоиз / Alzheimer Alois http://pbgu.ru/index.php/personalii/166-altsgejmer-aloiz-alzheimer-alois http://pbgu.ru/index.php/personalii/166-altsgejmer-aloiz-alzheimer-alois Немецкий психиатр, невропатолог. Автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга, пресенильный психоз.

Годы жизни: 14.06.1864 - 19.12.1915

 

Биография

Получил медицинское образование в Вюрцбурге, затем жил и работал во Франкфурте. 

В 1887 году защитил докторскую диссертацию.

В 1888 году работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Эмиля Зиоли (Emil Sioli) во Франкфурте-на-Майне. Вместе со своим коллегой Францем Нисслем (Franz Nissl) в течение нескольких лет Алоиз Альцгеймер проводил гистологические исследования коры головного мозга и изучал патологии нервной системы.

В 1894 году Алоиз Альцгеймер женился на вдове банкира Сесилии Гейсенхаймер (Cecilia Geisenheimer), что помогло ему стать финансово независимым. После семи лет брака его жена скончалась. У Сесилии и Алоиза было трое детей.

В 1902 году по приглашению немецкого психиатра Эмиля Крепелина (Emil Kraepelin) переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где в 1904-1912 годах руководил анатомической лабораторией Психиатрической клиники, основанной Крепелином.

16 июля 1912 года король Пруссии Вильгельм II назначил Алоиза Альцгеймера профессором психиатрии в университете Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). По пути в Бресслау Альцгеймер сильно простудился и заболел. Вскоре его болезнь осложнилась эндокардитом, от которого он так и не излечился.

В 1904-1915 годах опубликовал шеститомный труд "Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга".

19 декабря 1915 года Альцгеймер скончался в Бреслау в возрасте 51 года от сердечной недостаточности.

 

Вклад в науку

Альцгеймер внёс значительный вклад в изучение патологии нервной системы. Увековечило его имя изучение сенильной деменции, известной как «болезнь Альцгеймера». Основываясь на результатах собственных фундаментальных исследований, он описал принципиальные различия между слабоумием сосудистого и нейродегенеративного генеза.

Коллега Альцгеймера, немецкий психиатр Эмиль Крепелин позднее назвал разновидность старческого слабоумияименем Альцгеймера.

 

В 1910 году он основал вместе с Максом Левандовски европейский «Журнал неврологии и психиатрии».

 

Труды

  • Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга (1914—1915).
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Wed, 22 Jun 2016 02:28:14 +0000
Анфимов Владимир Яковлевич http://pbgu.ru/index.php/personalii/117-anfimov-vladimir-yakovlevich http://pbgu.ru/index.php/personalii/117-anfimov-vladimir-yakovlevich Российский и советский психиатр, невропатолог; представитель харьковской и санкт-петербургской психиатрических школ. Доктор медицинских наук, профессор. 

Годы жизни: 29 октября 1879 - 1957

Внёс значительный вклад в изучение вопросов влияния травматической болезни на психику, эпилепсии, психотерапии,экспериментальной психологии, периодичности психических процессов и влияния космических закономерностей на поведение людей, организации психиатрической службы, курортного дела, сифилитического повреждения центральной нервной системы, диагностики сирингомиелии и других проблем психиатрии и неврологии.

 

Биография

Владимир Анфимов родился 29 октября 1879 года в Санкт-Петербурге в семье Якова Афанасьевича Анфимова — слушателя Императорской Медико-хирургической академии, будущего профессора, заведующего кафедрой психиатрии и невропатологии Первого Сибирского Томского Императорского (имени Его Императорского Величества Александра III) государственного классического университета (1892—1894), заведующего кафедрой нервных и душевных болезней Харьковского Императорского университета (1894—1919) и преподавателя Тбилисского государственного университета (1919—1930). Раннее детство Анфимова прошло в Санкт-Петербурге, Тифлисе, Ставрополе (на родине матери). В 1885—1892 годах семья снова жила в Петербурге и в 1892—1894 годах — в Харькове, где мальчик окончил 3-ю мужскую гимназию.

Начал обучение в Императорской Военно-медицинской академии, но за участие в студенческих беспорядках был арестован и по приказу министра образования отчислен из академии.

Императорская Военно-медицинская академия, 1914

Из заключения в «Крестах» был вызволен отцом с помощью Петра Святополка-Мирского и митрополита. Впоследствии Анфимов никогда и нигде о своём пребывании в тюрьме не упоминал.

Лишь через некоторое время, также с помощью отца — заведующего кафедрой, продолжил учёбу на медицинском факультете Харьковского Императорского университета. Незадолго до окончания Харьковского университета стажировался в клинике профессора F. Raymond’а в Париже, где с декабря 1905 по март 1906 года и с октября 1906 по март 1907 года посещал лекции и занятия ведущих психоневрологов Франции. Во время этой стажировки сделал доклад в Обществе неврологии (Societe de Neurologie) на тему «Existence et signification des petites hemorragies sous piemere celebrale dans l’epilepsie». Окончил Харьковский университет 7 апреля 1906 года cum eximia laude, избрав своей специальностью душевные и нервные болезни. Получение высшего медицинского образования заняло у Анфимова почти десять лет.

После возвращения из-за границы был избран сверхштатным ассистентом по кафедре душевных и нервных болезней Харьковского университета и одновременно был ординатором в лечебнице доктора И. Я. Платонова.

С 1 января 1908 года по постановлению совета Харьковского Императорского университета был командирован в Санкт-Петербург для усовершенствования по специальности сроком на один год, но задержался в Петербурге на десять лет. Совершенствованием профессии занимался, главным образом, в Клинике душевных и нервных болезней при Императорской Военно-медицинской академии. Осенью 1908 года был избран ассистентом Санкт-Петербургского психоневрологического института. 25 ноября 1908 года решением совета Санкт-Петербургского женского медицинского института был назначен сверхштатным лаборантом при кафедре душевных и нервных болезней. Одновременно по поручению профессора Владимира Бехтереваруководил практическими занятиями слушательниц женского медицинского института по психиатрии. В начале 1909 года принял на себя от Бехтерева дальнейшую организацию лаборатории по экспериментальной психологии при женском медицинском институте и вместе с приват-доцентом Александром Лазурским руководил практическими занятиями по психологии. В течение того же 1909 года принимал больных по нервным болезням в амбулатории Петропавловской больницы. В 1910—1915 годах состоял у Бехтерева в должности сверхштатного ассистента Клиники душевных и нервных болезней при Императорской Военно-медицинской академии.

В феврале 1910 года был избран на совете психоневрологического института заведующим амбулаторией и врачом (состоял в должности до августа 1911 года). Вёл бесплатно приём больных от Попечительства о душевных и нервных больных. С 1910 года принимал участие в амбулаторных приёмах больных клиники душевных и нервных болезней при Императорской Военно-медицинской академии. Будучи секретарём Русской лиги для борьбы против эпилепсии, по поручению общества составил совместно с приват-доцентом Ю. К. Белицким проект устава Лиги. Начиная с 1907 года, подготовил для журнала «Обозрение психиатрии и психологии» несколько рефератов французских и итальянских статей из журналов. 2 и 3 декабря 1911 года сдал теоретические и практические экзамены на получение учёной степени доктора медицины при Харьковском Императорском университете и получил звание докторанта.

С 1915-го до конца 1918 года занимал должность заведующего нервным отделением и старшего ассистента клиники душевных и нервных болезней при Императорской Военно-медицинской академии. Одновременно работал ординатором нервного отделения Тюремной больницы, ординатором нервного отделения Почтовой больницы, ординатором нервного отделения Городского лазарета № 5 и врачом-невропатологом Крестовоздвиженской больницы. В клинике Военно-медицинской академии в течение трёх лет в 1916—1919 годах подготовил докторскую диссертацию.

В 1919 году переехал в Харьков, где 10 ноября защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Влияние травмы на психику. Внимание, умственная работоспособность и ассоциации при травматическом неврозе. Экспериментально-психологическое и клиническое исследование». В диссертационной работе Анфимов установил своеобразные факты тяжелых и длительных интеллектуальных нарушений при травматическом неврозе. Разработка этой темы ещё на ранней стадии сопровождалась занятиями в лаборатории экспериментальной психологии психолога Александра Лазурского, в результате которых Анфимов составил таблицу букв для исследования внимания. Начиная с 1911 года, сначала в клинике Бехтерева, а затем во многих клиниках СССР с помощью этой таблицы были выполнены десятки диссертационных и других работ.

 

С 1919 года работал ассистентом при кафедре душевных и нервных болезней Харьковского университета. Был избран ординатором Харьковской губернской земской больницы на место ушедшего на днепропетровскую кафедру невропатолога Владислава Дзержинского и в ноябре 1919 года преподавателем невропатологии и психиатрии и членом правления в фельдшерской школе при больнице — Сабуровой даче.

Сабурова дача

25 июня 1919 года Харьков был занят деникинцами, находиться в городе стало опасно, и Анфимов ещё до прихода 11 декабря 1919 года красных перебрался в Екатеринодар. В мае 1920 года был назначен вначале ординатором, затем заведующим психиатрическим отделением областной больницы и занимал эту должность до августа 1921 года. В течение пяти месяцев отделение было выделено в самостоятельную психлечебницу, в которой Анфимов был старшим врачом. 7 мая 1920 года был назначен ординатором-невропатологом Областного травматологического института и заведующим нервным отделением. С 1922 года был ординатором Дома дефективного ребёнка.

В июне 1920 года в группе других учёных занялся организацией медицинского факультета в Краснодаре и стал заведующим кафедрой душевных и нервных болезней Кубанского государственного университета. Одновременно с 1921 года преподавал психиатрию и невропатологию в Краснодарской акушерской школе и армейским врачам. В конце 1921 года был единогласно избран профессором кафедры нейропсихиатрии Симферопольского университета, но остался в Краснодаре. В 1924 году Анфимов получил от Кубанского медицинского института несколько комнат в двухэтажном доме № 8 на улице Посполитакинской (позже стала Октябрьской) недалеко от места работы. В 1926 году временно исполнял обязанности ректора. В 1936 году из кафедры Анфимова была выделена кафедра психиатрии, и он стал заведующим кафедры психоневрологии. Эта реорганизация освободила Анфимова от обязанностей по участию в работе революционных трибуналов и необходимости давать оценку психическому состоянию последственных.

Во время Второй мировой войны на территории СССР Анфимов был эвакуирован вместе с институтом в Ереван, затем переехал в Сочи, где некоторое время работал директором Института курортологии. Внёс значительный вклад в развитие курорта «Горячий ключ».

Умер в 1957 году. Похоронен на Всесвятском кладбище Краснодара.

 

Библиография

  • Анфимов В. Я. В. Хлебников в 1919 году. К вопросу о психопатологии творчества. // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы. — Краснодар: Издание Краснодарского горздравотдела, 1935. — Вып. 1. — С. 66—73.

 

]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Fri, 27 May 2016 01:44:41 +0000
Ариети Сильвано / Arieti Silvano http://pbgu.ru/index.php/personalii/47-arieti-silvano-arieti-silvano http://pbgu.ru/index.php/personalii/47-arieti-silvano-arieti-silvano Психиатр, оказавший большое влияние на восприятие шизофрении в западных медицинских кругах в середине XX века. Практиковал психотерапию при шизофрении, известен как автор книги «Интерпретация шизофрении», удостоившейся Национальной Книжной Награды США в 1975 году.

Годы жизни: 28 июля 1914 - 07 августа 1981

Сильвано Ариети родился в Пизе; его отец и дед были врачами. В 1932 завершил учёбу в пизанском Лицее Галилео, в 1938 году окончил Университет Пизы. Усиление фашистского режима Муссолини вынудило Сильвано, этнического еврея, переселиться в США. Здесь Ариети стал профессором Медицинской школы Нью-Йорка, обучал психоанализу в Институте Уильяма Алансона Уайта. Семитомник «Американское руководство по психиатрии» вышел в свет под редакцией Ариети.

Ариети отводил большую роль в генезе психических расстройств психическим травмам, в противовес набравшей популярность в конце XX века модели психических заболеваний, рассматривающей их как проявления генетических дефектов и нейропатологий. Также Ариети много писал о процессах креативности.

Опубликовал художественную книгу автобиографического характера «The Parnas: A Scene from the Holocaust» (1979) о судьбе главы пизанской еврейской общины Джузеппе Пардо, публично замученном нацистами 1 августа 1944 года.

Библиография

  • 1955 — Interpretation of Schizophrenia. First Edition. New York: Brunner. Trad. it.: Interpretazione della schizofrenia. Milano: Feltrinelli, 1963.
  • 1959 1966- American Handbook of Psychiatry (a cura di). New York: Basic Books. Trad. it.: Manuale di Psichiatria. 3 voll. Torino: Boringhieri, 1969-70, 1976 (2).
  • 1967 — The Intrapsychic Self: Feeling, Cognition and Creativity in Health and Mental Illness. New York: Basic Books. Trad. it.: Il sé intrapsichico. Torino, Boringhieri, 1969, 1979 (2).
  • 1971 — The World Biennial of Psychiatry (a cura di). New York: Basic Books, 1973.
  • 1972 — The Will To Be Human. New York: Quadrangle Books. Trad. it.: Le vicissitudini del volere. Roma: Il Pensiero Scientifico, 1978.
  • 1974 1975 — American Handbook of Psychiatry (a cura di). Second Edition. Interamente rivista ed ampliata. New York: Basic Books.
  • 1974 — Interpretation of Schizophrenia, Second Edition. Interamente rivista ed ampliata. New York: Basic Books. Trad. it.: Interpretazione della schizofrenia. 2 voll. Milano: Feltrinelli, 1978.
  • 1974 — Studi sulla schizofrenia. Roma: Il Pensiero Scientifico.
  • 1975 — New Dimensions in Psychiatry. (curato insieme con G. Chrzanowski, 1977). New York: Basic Books.
  • 1975 — Psichiatria e oltre. Roma: Il Pensiero Scientifico.
  • 1976 — Creativity: the Magic Synthesis. New York: Basic Books. Trad. it.: Creatività. La sintesi magica. Roma: Il Pensiero Scientifico, 1979, 1990 (2).
  • 1977 — Love Can Be Found (insieme con James A. Arieti). New York: Harcourt Brace Jovanovich.
  • 1978 — Severe and Mild Depression: the Psychotherapeutic Approach (insieme con Jules Bemporad). New York: Basic Books. Trad. it.: La depressione grave e lieve. L’orientamento psicoterapeutico. Milano: Feltrinelli, 1981, 1991 (4).
  • 1978 — On Schizophrenia, Phobias, Depression, Psychotherapy, and the Farther Shores of Psychiatry: Selected Papers of Silvano Arieti, New York: Brunner/Mazel.
  • 1979 — The Parnas. New York: Basic Books. Trad. it.: Il Parnàs. Milano: Mondadori, 1980.
  • 1979 — Understanding and Helping the Schizophrenic. New York: Basic Books. Trad. it.: Capire ed aiutare il paziente schizofrenico. Milano: Feltrinelli, 1981.
  • 1981 — Abraham and the Contemporary Mind. New York: Basic Books.
  • 1981 — American Handbook of Psychiatry (a cura di), Volume VII, New York: Basic Books.
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Fri, 22 Apr 2016 01:32:21 +0000
Ассаджиоли Роберто / Assagioli Roberto http://pbgu.ru/index.php/personalii/161-assadzhioli-roberto-assagioli-roberto http://pbgu.ru/index.php/personalii/161-assadzhioli-roberto-assagioli-roberto Итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза - теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека.

Годы жизни: 27.02.1888 - 23.08.1974

 

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса еврейского происхождения. При рождении ему было дано имя Roberto Marco Grego. Его отец умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать вышла замуж за Алессандро Эмануэля Ассаджиоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским,немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез.

В 1922 году женился на женщине по имени Нелла (Nella). У них родился сын Иларио (Ilario).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез».

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

 

Психосинтез

Психосинтез — метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной Роберто Ассаджиоли. Концепция Ассаджиоли может быть представлена в виде модели, в которую входят: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное, поле сознания, сознательное «я», Высшее «Я», коллективное бессознательное. Цель психосинтеза — достижение гармоничной внутренней интеграции, органического единства, для чего Ассаджиоли предложил следующий подход: глубокое познание своей личности, контроль над её составными частями, постижение своего «Высшего Я» и психосинтез, то есть формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

 

Библиография

  • Psychosynthesis. A Manual of Principles and Techniques, Hobbs, Dormann & Company, New York 1965.
  • Psicosintesi. Per l’armonia della vita, Mediterranee, Roma 1966.
  • The Act of Will, Viking Press, New York 1973.
  • Psychosynthesis: A Collection of Basic Writings, ISBN 0-9678570-0-7.
На русском языке
  • Духовное развитие и нервные расстройства // Журнал «Урания», М., 1991, No 2.
  • Психосинтез. Часть первая: Принципы
  • Символы надличностных переживаний
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Wed, 15 Jun 2016 03:59:09 +0000
Бастине Райнер / Bastine Reiner http://pbgu.ru/index.php/personalii/62-bastine-rajner-bastine-reiner http://pbgu.ru/index.php/personalii/62-bastine-rajner-bastine-reiner Немецкий психолог, психотерапевт. Профессор клинической психологии и психотерапии в Гейдельбергском университете.

Жизнь

После учебы в Марбурге и Гамбурге получил диплом в области психологии в 1964 г. в Марбурге. 

С 1965 по 1973 год работал в качестве научного сотрудника Высшего совета в области клинической и педагогической психологии в Университете Гамбурга. За это время защитил докторскую диссертацию.

В 1973 году он был назначен ординарным профессором клинической психологии в Университете Гейдельберга. Вслед за этим в 1981 и 1986 годах, проводил исследование в США, в том числе в Стэнфорде, Беркли, Гарварде. 

 

Клинические и практические профессиональные навыки:

  • 1965-70 обучение в клиенто-центрированной психотерапии
  • 1969-71 обучение в поведенческой терапии
  • 1971 психолог клинической психологии (BDP)
  • 1989-95 Семейный Посредник (BAFM), инструктор и руководитель посредничества
  • 1999 Психотерапевт (VT), лектор и руководитель по психотерапии
  • руководящие должности в профессиональной практике и обучения
  • Научно-исследовательский центр практики и психотерапии и консультирования (PFPB, 1990-2004: Психотерапия взрослых, терапии пар, семьи)
  • Гейдельбергский институт медиации (соучредитель, начиная с 1995 года)
  • Центр психологической психотерапии (соучредитель, начиная с 2001 года)

 

Р. Бастине придерживается мнения, что клиническая психология занимается психическими расстройствами, психологическими аспектами соматических расстройств или болезней, а также психическими кризисами, которые обусловлены особыми жизненными обстоятельства.

Предметная триада клинической психологии в представлении Р. Бастине:

 

]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Tue, 03 May 2016 21:53:05 +0000
Бек Аарон Тёмкин / Beck Aaron Temkin http://pbgu.ru/index.php/personalii/17-bek-aaron-tjomkin-beck-aaron-temkin http://pbgu.ru/index.php/personalii/17-bek-aaron-tjomkin-beck-aaron-temkin Американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психотерапии, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии.

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи. Его отец Гарри Бек (Гершл Бык, 1884—1968) был издателем и уроженцем Проскурова (ныне — Хмельницкий, областной центр на западе Украины), иммигрировавшим в США в 1906 году.[6] Мать, Элизабет Темкин (1889—1963), иммигрировала в США из Любеча и была общественным деятелем еврейской общины Провиденса (Род Айленд). Родители поженились в 1909 году.

Первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Её основные положения сформулировал независимо от А. Эллиса, разработавшего в 50-е годы метод рационально-эмоциональной психотерапии. Если психоанализ объясняет невроз бессознательными факторами, поддающимися выявлению лишь с помощью психоаналитических толкований, то А. Бек в своей монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976) выдвинул принципиально новый подход к изучению и лечению эмоциональных нарушений: «Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациента.» В 1994 году проф. Арон Бек и его дочь проф. Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (англ. Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии. Основная миссия этого института — разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Сочинения

  • Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. — N. Y.: American Book, 1976.

Переводы на русский язык

  • Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии = Cognitive Therapy of depression. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 3000 экз. — ISBN 5-318-00689-2.
  • Когнитивная психотерапия расстройств личности = Cognitive Therapy of Personality Disorders / Под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с. — (Практикум по психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-318-00199-8.

Литература

  1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект, 1997. — С. 82-108 (Лекция 5: «Когнитивная терапия Аарона Бека»). — 335 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7331-0103-2.
  2. Александров А. А. Психотерапия: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — С. 145-172 (гл. 6 «Когнитивная терапия»). — 480 с. — (Национальная медицинская библиотека). — 3000 экз. — ISBN 5-95723-879-9.[9]
  3. Бек Аарон // Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. — Изд. 2-е, доп. и перераб.[10]. — СПб.: Питер, 2000. — С. 81-82. — 1024 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0152-0.
  4. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учебн. пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика». — М.: Алетейа, 1999. — С. 257-273. — 320 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89321-035-2.
  5. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б. В. Карвасарского. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С. 262-266. — 672 с. — (Национальная медицинская библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-272-00321-7.
  6. Московский психотерапевтический журнал — № 3/1996; № 4/2001. (Спецвыпуски по когнитивной терапии).
  7. Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с. — (Краткое руководство). — 3000 экз. — ISBN 5-318-00273-0.
  8. А. Б. Холмогорова. Актуальные тенденции современной когнитивной психотерапии. (Лекция, прочитанная 18 ноября 2009 г. в МГППУ).
  9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии / Под. ред. А. М. Боковикова. — М.: Когито-центр, 2000. — С. 224-267. — (Современная психотерапия). — 5000 экз. — ISBN 5-89353-030-6.
]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Персоналии Mon, 11 Apr 2016 03:22:34 +0000