Полезные материалы http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy Tue, 18 Feb 2020 07:44:28 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru tribal.dragon@yandex.ru (My CMS) Схема-терапия: 18 ранних дезадаптивных схем http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/278-skhema-terapiya-18-rannikh-dezadaptivnykh-skhem http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/278-skhema-terapiya-18-rannikh-dezadaptivnykh-skhem Схема и «девиз» Описание схемы Типичные способы справиться со схемой (копинги)      Капитуляция  Избегание  Сверхкомпенсация

Потребность в надежной привязанности

(включая безопасность, понимание, принятие, руководство)

 1.Брошенность/

Покинутость


«Пожалуйста, не покидай меня!»

Люди со схемой Брошенности уверены, что отношения с другими ненадежны и нестабильны. В любой момент может что-то произойти и их покинут. По множеству разных причин: от внезапной смерти близкого человека до встречи с кем-то другим, более достойным.

Выбирает недоступных или непредсказуемых партнеров и значимых других.

1. Избегает близких отношений из-за страха быть покинутым.


2. Покидает сам, чтобы избежать покидания.


3.Отстраняется в ответ на минимальное отвержение/расставание.

 1. Постоянно контролирует близких.


2. Все время на связи с  близкими.


3. Гнев и ревность в ответ на минимальное отвержение/расставание.


 2.Недоверие


«Ты опасен для меня»

Убеждены, что любые (не только близкие) отношения опасны. Если людям позволить, они будут использовать, манипулировать, пренебрегать, унижать.

1.Выбирает ненадежных партнеров и значимых других.


2.Постоянно чрезмерно насторожен и подозрителен по отношению к другим

1. Избегает тесного взаимодействия с другими в личной жизни и в бизнесе;


2. Никогда не раскрывается.

1.Плохо обращается или использует других.

3.Эмоциональная депривация


«Мне нужна любовь, но я не могу ее получить»

Люди со схемой Эмоциональной депривации чувствуют, что между ними и другими  «стена», им трудно  почувствовать контакт и близость. Объяснение «стены» может быть разным для разных людей. От «иначе не бывает, о чем вы вообще говорите», до «мне так много нужно, что другие не могу понять, принять и разделить со мной мою потребность в тепле, заботе и поддержке». 

1. Выбирает холодных, отстраненных партнеров и значимых других;


2. Влюбляется «на расстоянии».

Избегает близких эмоциональных отношений

1. В отрыве от реальности  требует,  чтобы другие удовлетворяли все его/ее потребности,


2. влюбляется, быстро остывает, чувствуя, что ему «недостаточно».

4. Социальная изоляция/отчуждение


«Я отдельно».

Постоянно чувствуют себя изолированными, уверены, что совершенно не похожи на других. Нигде не чувствуют себя по-настоящему своими и часто уверены, что для них найти «свою стаю» невозможно, что ее просто не существует.

Становится членом группы, но держится особняком;

Избегает социализации; большую часть времени проводит один

Притворяется «своим», но чувствует свое отличие и отчужденность

5. Дефективность


Я «бракованный».

Люди со схемой Дефектности чувствуют, что с ними что-то не так и это невозможно изменить, только спрятать. Они уверены, что если другие узнают, какие они «на самом деле»,  то  обязательно отвергнут их. Часто застенчивы, очень уязвимы к критике и отвержению. Одна из наиболее отрицаемых схем.

1.Выбирает критикующих партнеров и значимых других,


2. Унижает сам себя.

1. Избегает делиться мыслями и чувствами.


2. Отказывается от спонтанности, тщательно контролирует свое поведение.


3. Не вступает в близкие отношения.
4. Часто меняет партнеров, друзей, круги общения.

1. Осуждает или ведет себя свысока по отношению к другим;


2. Стремится выглядеть «идеальным», чрезвычайно озабочен своим внешним видом.


3. Стремиться действовать, чувствовать и думать «правильно».

     Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности

 6. Зависимость


«Я ничего не могу сам по себе»

Убеждены в своей неспособности самостоятельно справляться с обычной жизнью, чувствуют свою беспомощность перед лицом повседневных проблем.

1. Постоянно просит о помощи;


2. Проверяет решения с другими, нерешителен,


3. Выбирает гиперопекающих партнеров, которые все делают для него/ для нее

1. Откладывает решения.


2. Избегает действовать самостоятельно брать на себя обычные обязанности взрослого человека

Демонстрирует излишнюю уверенность в себе даже тогда, когда попросить помощи у других было бы нормально и разумно


7. Уязвимость к ущербу/ болезням


«Все может рухнуть в любую минуту»

Убеждены, что мир – это очень опасное место и в любую минуту может произойти что-то плохое, с чем невозможно справиться: катастрофа, болезнь, авария и т.п.

1.Постоянно переживает, что с ним/ с ней  случится катастрофа;


2. Постоянно просит у других утешения

Избегает «опасных» ситуаций

1.Использует магическое мышление и ритуалы;


2 Совершает безрассудные опасные поступки

8.Слияние/неразвитая идентичность


«Без тебя нет меня».

Чувствуют, что  без другого человека их жизнь не имеет смысла или даже невозможна. Чрезмерно вовлечены в жизнь другого человека, вплоть до восприятия себя как «мы», а не как «я».  Часто уверены, что это совершенно нормально и иначе не должно быть. 

1.Имитирует поведение значимого другого,


2. Постоянно запрашивает мнение другого, предпочитает, чтобы действовал он.

Избегает отношений с теми, кто не готов к слиянию.

Создает чрезмерную автономию

9. Негативизм/ пессимизм


«Все пойдет самым худшим образом»

Уверены, что мир – это очень мрачное место, что все в конце концов пойдет не так и  все будет плохо.  Сосредоточены на возможных негативных событиях и не думают о  возможных позитивных.

Ожидает и готовится к худшему. 

Не надеется на слишком много; сохраняет низкие ожидания

Ведет себя нереалистично позитивно, с неувядаемым оптимизмом, подобно Поллианне

10.Несостоятельность/

обреченность на неудачу.


«Я вряд ли справлюсь»

Люди со схемой Несостоятельности уверены,  что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений.

1.Работает ниже уровня своих возможностей;


2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения.


3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете

1.Прокрастиниует


2. Избегает новых или сложных задач;


3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей

1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;


2. Умаляет достижения других;

     Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды

11. Подчинение


«Я вынужден действовать»

Чувствуют, что вынуждены действовать так, как хотят другие или как этого требуют обстоятельства.  Убеждены, что если будут делать то, что хотят или то, что  им нужно произойдет что-нибудь плохое.  Плохое может быть разным: от гнева других людей до сумасшествия.

1. Выбирает доминирующих, контролирующих партнеров и значимых других; подчиняется их желаниям.


2. Не говорит о своих желаниях прямо, только подразумевает.

1. В целом избегает отношений;


2. Избегает ситуаций, в которых его/ее желания отличаются от желаний других.


3. Не проявляет симпатии.
 

1.Ведет себя пассивно-агрессивно или бунтарски.


2.Неконтролируемые вспышки ярости.


3.Опаздывает, прокрастинирует,


4. Соглашается, но не делает, использует отговорки.

12.Самопожертвование


«Ваши нужды важнее моих»

Уверены, что не имеют права заботиться о своих потребностях, не позаботившись о потребностях других. Чувствуют вину, если их жизнь доставляет неудобства другим людям. Считают себя эгоистами, если заботятся о своих потребностях или даже просто говорят о них. Часто видят себя сильными среди нуждающихся и слабых.

Занимается самоотрицанием; делает слишком много для других и недостаточно – для себя. Дает много больше чем получает.

Избегает близких отношений

Злится на значимых других за то, что те не отвечают взаимностью или не выражают благодарность; решает больше ничего для других не делать

13. Поиск одобрения/ признания


«Я отношусь к себе так, как вы относитесь ко мне»
 

Самооценка людей с схемой Поиска Одобрения напрямую зависит от оценки других людей. Они нуждаются во внимании других людей, чтобы чувствовать себя хорошо и знать, как к себе относится. Они часто чувствуют пустоту, потому что не знают собственные потребности, особенности и желания. И часто выстраивают свою жизнь, опираясь не на свои потребности, а на мнение других людей или групп. 

1.Привлекает внимание других к своим достижениям. 


2.Принимает  важные жизненные решения в ушерб своим потребностям,  чтобы получить признание.

Избегает отношений с теми, кого уважает, из страха не получить их одобрение 

Ведет себя скандально, чтобы привлечь внимание.

Потребность в спонтанности и игре

14. Подавление эмоций


«Чувства должны быть спрятаны». 

Уверены, что эмоции – нечто совершенно лишнее, что они только мешают или опасны.  Считают недопустимым проявление чувств даже в пиковые переживания (рождение ребенка, похороны и т.п). Чувствуют пустоту и бессмысленность жизни, т.к. не в контакте со своими эмоциями и потребностями. Подавленные эмоции не считываются другими людьми, поэтому  у них часто возникают  трудности в общении.

1.Действует очень обдуманно и рационально;


2.Не показывает спонтанных эмоций как негативных, так и позитивных.
 

Избегает деятельности, требующей эмоционального самовыражения (таких как выражение любви или страха) или раскованности (например, танец)

Действует импульсивно и раскованно (иногда под действием расслабляющих веществ, таких как алкоголь) 

15. Жесткие стандарты


«Никогда не бывает достаточно хорошо»

Убеждены, что если их поведение и достижения не соответствуют высоким стандартам, то они  не могут быть любимы и приняты. Придерживаются нереалистичных и ригидных стандартов, но считают их нормальными или  даже заниженными. Достижения не приносят удовольствия и никак не влияют на самооценку: «Можно было лучше».  Чувствуют тревогу и страх, вплоть до паники, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто считают удовольствия напрасной тратой времени. Часто чувствуют напряжение и/или вину, если позволяют себе получать удовольствие или расслабляться.

1.Перфекционизм


2. Не позволяет себе развлечения, не ценит виды деятельности, не связанные с успехом.


3. Озабочен рациональным использованием времени, «личным ростом»
 

Прокрастинирует.

Полностью отбрасывает высокие стандарты и довольствуется результатами ниже среднего.

16. Пунитивность


«Ошибки и слабости должны быть наказаны»

Уверены, что за несовершенства нужно наказывать себя и других. Чувствуют ненависть по отношению к себе, когда совершают ошибки. Чувствуют праведный гнев, когда другие делают то, что они считают ошибочным.

Ведет себя излишне сурово или грубо со значимыми другими, проявляет гнев, винит себя и других.

Избегает ситуаций, предполагающих оценку, из страха быть наказанным

Ведет себя излишне великодушно, а внутри злится и пунитивен

Потребность в реалистичных границах и  самоконтроле

17. Грандиозность


«Я должен получить то, что хочу».

Убеждены, что всегда должны получать то, что хотят, вне зависимости от реальности, потребностей и чувств других людей.   Испытывают гнев и разочарование, если не получают сразу то, что им нужно.  Считают себя особенными и чувствуют себя уязвимыми, если обнаруживается, что они такие же, как и все остальные.
 

1.Создает  неравные и холодные отношения с партнерами и значимыми другими;


2. Ведет себя эгоистично; игнорирует потребности и чувства других;


3. Ведет себя высокомерно


4. Постоянно конкурирует и стремится доминировать.

1. Избегает ситуаций, в которых не может превзойти других и выделиться.
2. Вступает в отношения только с теми, кого считает ниже себя.

Делает экстравагантные дорогие подарки или жертвует на благотворительность  бОльшие  суммы, чем позволяет его бюджет,

18.Недостаточность самоконтроля/ самодисциплины


«Невозможно удержаться»

Не хотят и/или не могут контролировать свои чувства и желания. 
Причины возникновения: 1) нормы семьи, 2) темперамент, с которым не могли справиться родители, 3) недостаток опеки в детстве.

1.Небрежно выполняет скучные или неприятные задачи;


2. Постоянно теряет контроль над эмоциями; злоупотребляет едой, алкоголем.


3.Играет в азартные игры или употребляет наркотики ради получения удовольствия.

1.Не работает или бросает учебное заведение;


2. Не ставит долгосрочные цели в карьере

Предпринимает краткосрочные, значительные усилия, чтобы закончить проект или проявить самоконтроль

 

"Schema Therapy: A Practitioner's Guide" (Jeffrey E. Young, Janet S. Klosko, Marjorie E. Weishaar, 2003)

]]>
poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Sat, 09 Nov 2019 09:17:47 +0000
Международная классификация эпилептических приступов http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/272-mezhdunarodnaya-klassifikatsiya-epilepticheskikh-pristupov http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/272-mezhdunarodnaya-klassifikatsiya-epilepticheskikh-pristupov
  • Парциальные (фокальные) приступы (приступы, начинающиеся с локального эпилептического разряда).
    1. Простые парциальные приступы (без выключения сознания).
      1. С двигательным компонентом.
      2. С соматосенсорными или специфическими сенсорными симптомами.
      3. С вегетативными симптомами.
      4. С психическими симптомами.
    2. Сложные парциальные приступы (с выключением сознания).
      1. Дебют с простого парциального приступа с дальнейшим выключением сознания:
        • с простыми парциальными симптомами с дальнейшим выключением сознания;
        • с автоматизмами.
    3. Парциальные приступы с вторичной генерализацией в тонико-клонические пароксизмы.
      1. Простые парциальные приступы с генерализацией.
      2. Сложные парциальные приступы с генерализацией.
      3. Простые парциальные приступы, переходящие в сложные, а затем в генерализованные.
  • Генерализованные приступы (приступы, начинающиеся с билатерально симметричной эпилептической активности при отсутствии эпилептического очага).
    1. Абсансы.
      1. Типичные абсансы.
      2. Атипичные абсансы.
    2. Миоклонические приступы.
    3. Клонические приступы.
    4. Тонические приступы.
    5. Тонико-клонические приступы.
    6. Атонические приступы.
  • Неклассифицируемые эпилептические приступы.
  • Киото, 1981

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Thu, 15 Mar 2018 09:45:39 +0000
    Соотношение психопатологических феноменов и их психологических аналогов http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/271-sootnoshenie-psikhopatologicheskikh-fenomenov-i-ikh-psikhologicheskikh-analogov http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/271-sootnoshenie-psikhopatologicheskikh-fenomenov-i-ikh-psikhologicheskikh-analogov

    Психопатологический феномен

    Психологический аналог

    Абулия

    Лень

    Акайрия

    Дотошность, привязчивость

    Амбивалентность, амбитендентность

    Нерешительность, склонность к сомнениям, двойственное отношение

    Аменция

    Растерянность

    Амнезия

    Запамятование

    Анекфория

    Недостаточное запоминание

    Анксиозное состояние

    Тревога, беспокойство

    Апатия

    Безразличие, безучастность

    Апрозексия

    Отвлекаемость

    Астения

    Утомление, усталость

    Аутизм

    Необщительность, отгороженность

    Аутистическое мышление

    Мистическое, архаическое мышление

    Аутохтонные идеи

    Внутренняя речь

    Аффективная амнезия

    Аффективное запамятование

    Брадипсихия (брадиартрия)

    Замедление мышления, речи при усталости, эмоциональном напряжении

    Бред

    Ошибка суждения, заблуждение

    Бред величия

    Переоценка собственной личности

    Бред овладения, одержимости

    Актерство

    Бредоподобная идея переоценки собственной личности

    Хвастовство

    Бред отношения

    Стеснительность, мнительность

    Бред преследования

    Подозрительность, настороженность

    Бред ревности

    Ревность

    Бред самоуничижения

    Комплекс неполноценности

    Вербальные псевдогаллюцинации

    Внутренняя речь

    Галлюцинации

    Воображение, мираж

    Гебоидность

    Озорство, паясничание

    Геофагия

    Поедание мела, глины детьми, беременными

    Гипербулия

    Активная деятельность

    Гипобулия

    Лень

    Двигательная заторможенность

    Медлительность

    Деменция

    Глупость

    Демонстративность

    Позерство

    Депрессия, меланхолия

    Грусть, печаль

    Дисфория

    Озлобленность

    Доминантные иллюзии и галлюцинации

    Ошибочные аффективные восприятия (желаемые или наоборот)

    Иллюзии

    Аффективные иллюзии

    Ипохондричность, нозофобия

    Мнительность, хандра

    Конфабуляция

    Приукрашивание имевших место событий

    Ложное узнавание

    Обознаться в ком-либо или чем-либо

    Мания

    Веселье, радость

    Ментизм

    Продумывание аффективно значимого события

    Метаморфопсия

    Физиологическая иллюзия

    Мория

    Беспечность

    Мутизм

    Мотивированное молчание

    Негативизм

    Отказ

    Олигофрения

    Педагогическая запущенность

    Онейроид

    Грезы, кошмарные сновидения

    Парабулия

    Вычурность в поведении

    Паралогическое мышление

    Заумничание, кривомыслие

    Паракинезия

    Жеманность

    Параноидность

    Подозрительность

    Патологический аффект

    Аффект

    Персеверация

    Обстоятельность мышления

    Повышенная аффективность

    Вспыльчивость

    Полярность

    Двуличие

    Псевдология

    Лживость

    Псевдореминисценция

    Выдумка, обман

    Психомоторное возбуждение

    Оживленность

    Психосенсорные расстройства

    Ощущение замедления времени при ожидании, в неприятных ситуациях  и его ускорение в приятных ситуациях

    Пуэрильность

    Непосредственность

    Раздвоенность личности

    Разлад между желанием и совестью

    Расстройство схемы тела

    Тяжесть тела при усталости, в горе; легкость – в радости

    Реакция короткого замыкания

    Необдуманный поступок

    Резонерское мышление

    Витиеватость речи, пустословие

    Сверхценная идея

    Идефикс (idee fixe), одержимость, хобби

    Сенестопатия

    Ощущение «мурашек» при длительном сдавливании участка тела

    Символическое мышление

    Суеверие, предрассудок

    Симптом фамильной ненависти

    Нарушение контактов с родителями в пубертатный период, ссора с родителями

    Слабоумие

    Педагогическая запущенность

    Соскальзывание в речи

    Оговорка, быстрая смена темы беседы

    Стереотипии

    Стойкость привычек, единообразие в поведении

    Ступор

    «Остолбенеть», застыть

    Сужение сознания

    Аффективное сужение сознания

    Схизис

    Чудаковатость, оригинальность

    Тахилалия, логоррея

    Ускорение мышления, речи при радостном возбуждении («рассказывать взахлеб»)

    Умственная жвачка

    Склонность к самоанализу, самокопанию

    Фантазмы

    Вымысел, фантазирование, сочинительство

    Фобии

    Опасения

    Фотопсия, акоазмы

    Внешнее воздействие (удар и др.) на переферический орган чувств

    Шперрунг

    Заминка

    Эйфория, мория

    Благодушие, довольство собой

    Экстаз

    Восторг

    Эмбололалия


    Слова-паразиты

    Эмоциональная тупость

    Черствость

    Эхолалия, эхопраксия

    Склонность подражать

     

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Thu, 15 Mar 2018 06:19:20 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии при апатоабулическом синдроме http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/270-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-pri-apatoabulicheskom-sindrome http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/270-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-pri-apatoabulicheskom-sindrome

    Критерии

    Апатоабулический синдром

    Астеноанергический синдром («эндогенная юношеская астеническая несостоятельность» Глатцеля-Хубера)

    Астеноапатическая депрессия

    Предъявляемые жалобы

    По своей инициативе обычно не высказывают. При настойчивых расспросах могут подтверждать трудности сосредоточения, «задержки» мыслей, «пустоту в голове», снижение прежних интересов

    Активно жалуются на трудность понимания и усвоения прочитанного и услышанного, невозможность сформулировать мысль, «додумать до конца» и т. п.

    Жалуются на скуку, хандру, уныние, потерю интереса ко всему

    Эмоциональные нарушения

    Выражено отчетливо в виде безразличия к окружающему, холодности к близким. Могут быть явно неадекватные эмоциональные реакции

    Кроме сниженного настроения, заметных эмоциональных изменений не наступает

    Отсутствуют положительные эмоции. Неприятности вызывают усиление астении, апатии, бездеятельности, а укоры и нарекания — раздражительность, аффективные вспышки

    Голос, мимика, движения

    Голос беден эмоциональными модуляциями. Лицо гипомимично, временами может искажаться грубыми гримасами. Встречаются двигательные стереотипии. Симптом разглядывания кистей своих рук

    Без существенных изменений

    Угнетенное настроение больше сказывается на интонациях голоса, мимике, жестах, чем выступает в жалобах

    Активность

    Всегда резко снижена. Возможны внезапные импульсивные двигательные акты

    Вначале усиленной активностью пытаются побороть ощущение несостоятельности, но выявляются несобранность, беспорядочность, неумение спланировать время

    Заметно снижена. Импульсивной активности не бывает

    Агрессивность

    Могут быть импульсивные агрессивные акты в отношении как близких, так и посторонних лиц

    Агрессивность не характерна

    Под действием укоров и нареканий со стороны, при унижении перед сверстниками способны на аутоагрессивные реакции, включая серьезные суицидные действия

    Интересы

    По поведению видно, что интересы постепенно утрачиваются ко всему, кроме вкусной еды

    Могут страдать прежние интеллектуальные интересы и заменяться более примитивными развлечениями

    Сами жалуются на утрату интереса ко всему, что ранее привлекало

    Общительность

    Появляются и нарастают замкнутость и отгороженность от окружающих и даже от близких. Склонность к уединению

    Заметно не нарушена. Иногда жалуются на трудность в установлении контактов

    Резко ограничиваются кругом близких родных и друзей. Новых знакомств и компаний сверстников избегают

    Нарушения мышления

    Очевидны во время беседы с больным: бедность речи, скудность ассоциаций, «задержки», «соскальзывания», неологизмы, вплоть до разорванной речи

    Проявляются описанными выше жалобами. Во время беседы выступает лишь склонность к резонерству, витиеватому изложению мыслей

    Нерезко выраженное замедление: ответы даются с небольшой задержкой

    Сексуальная активность

    Обычно ограничивается онанизмом. Изредка — импульсивная сексуальная агрессия. Утрачивается чувство стыда

    Снижена. Онанизм может стать предметом волнений — ему приписывается интеллектуальная несостоятельность

    Снижена. Онанизм может стать поводом для самобичеваний

    Учеба и труд

    Постепенно забрасываются

    Поначалу усиленными многочасовыми занятиями стараются побороть свою несостоятельность, затем интеллектуальные занятия вызывают отвращение

    Пытаются заставить себя работать и заниматься, но продуктивность резко падает

    Отношение к близким

    Безразличное ил» холодно — враждебное

    Чаще без существенных изменений. Иногда донимают своими жалобами

    Обычно — теплое, ищут поддержки и участия, но при укорах раздражаются, дают аффективные вспышки

    Отношение к приятелям

    Теряют прежних приятелей из-за неспособности поддерживать контакты. Новых знакомств не заводят. Сопереживания не ищут

    Обособляются от сверстников из-за своих переживаний. Охотно контактируют с теми, у кого находят сопереживание

    Сохраняют привязанность к прежним близким друзьям

    Отношение к одежде, опрятность

    Не следят за одеждой и прической. Неряшливы. Перестают мыться, чистить зубы. Нарастает нечистоплотность

    Элементарная опрятность и чистоплотность сохранены

    Предпочитают неброскую привычную одежду. Чистоплотность сохранена. За костюмом и прической могут не следить

    Преморбидные особенности

    Наиболее часто встречается тип «пассивного шизоида» и конформный тип акцентуации характер

    Часто шизоидная или психастеническая акцентуация характера

    Часто гипертимная, циклоидная или эмоционально-лабильная акцентуация характера

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Sat, 12 Aug 2017 10:42:30 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между астеноипохондрическим синдромом при шизофрении и при неврастении и соматогенных неврастеноподобных расстройствах http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/269-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-astenoipokhondricheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-pri-nevrastenii-i-somatogennykh-nevrastenopodobnykh-rasstrojstvakh http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/269-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-astenoipokhondricheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-pri-nevrastenii-i-somatogennykh-nevrastenopodobnykh-rasstrojstvakh

    Критерии

    Астеноипохондрический синдром

    Неврастения и соматогенные неврастеноподобные расстройства

    Характер ипохондрических жалоб

    Предъявляются в необычной вычурной и даже нелепой форме

    Яркие эмоционально насыщенные описания

    Патологические изменения в органах, являющихся источником жалоб

    Обычно отсутствуют. Иногда могут быть действительные патологические изменения в других органах, но они не привлекают внимания больного

    Встречаются незначительные функциональные нарушения или имелись заболевания в прошлом

    Сенестопатии

    Часто возникают и бывают резко выражены

    Наблюдаются изредка. Их описание не бывает нелепым

    Особенности астении

    Отличается монотонным постоянством. Усиливается при малейших дополнительных нагрузках

    Усиливается под влиянием волнения, напряженных ситуаций, при необходимости закончить работу к определенному сроку

    Преобладающие астенические жалобы

    Общее плохое самочувствие, «нездоровье», слабость

    Быстрая утомляемость при нагрузках, сочетающихся с напряжением; плохой сон, раздражительность

    Реакция на отдых или облегченный режим

    Состояние обычно не улучшается

    Временное улучшение состояния

    Другие психические расстройства

    Своеобразная субдепрессия: постоянная мрачность, угрюмость. Склонность к развитию ипохондрического бреда

    Настроение изменчиво. Раздражительность, угнетение, плаксивость усиливаются при утомлении и в напряженной ситуации

    Отношение к близким

    Сперва обида за непонимание их болезни, затем постепенно нарастает охлаждение

    Всегда эмоциональное, хотя нередки конфликты и ссоры- из-за мелочей

    Подростковые поведенческие реакции (эмансипации, группирования со сверстниками и др.)

    Резко ослаблены или полностью угнетаются

    Сохранены, хотя проявляются непостоянно

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Thu, 10 Aug 2017 02:09:18 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между обсессивно-фобическим синдромом при шизофрении и неврозом навязчивых состояний http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/268-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-obsessivno-fobicheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-nevrozom-navyazchivykh-sostoyanij http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/268-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-obsessivno-fobicheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-nevrozom-navyazchivykh-sostoyanij

    Критерии

    Обсессивно-фобический синдром

    Невроз навязчивых состояний

    Содержание навязчивостей

    Преобладают «идеообсессии» (бессодержательные мысли, абстрактные системы, счет) или яркие зрительные представления

    Самое разнообразное

    Особенности фобий

    Постепенно утрачивают эмоциональный компонент: о страхах говорят без волнения. Могут быть особо нелепые (боязнь отдельных букв) или заумные (страх страха). Часты фобии, которые могут лечь в основу бреда заражения или загрязнения

    Всегда эмоционально насыщены

    Особенности обсессий

    Неодолимость — большая сила принуждения, обрастание сложными ритуалами, которые могут выполнять часами

    Часто состоят из повторения привычных действий (повернуть выключатель и т. п.)

    Способы исполнения навязчивых действий

    Не стесняются посторонних и даже заставляют других выполнять ритуалы

    Стараются маскировать свои действия от посторонних

    Другие психические расстройства

    Идеи отношения, приступы тревоги, деперсонализация, ипохондрические жалобы

    Обычно только симптомы невротической депрессии

    Суицидальное поведение

    На высоте навязчивостей возникают суицидные мысли, могут совершать серьезные суицидные действия

    Отсутствует

    Социальная адаптация

    Часто беспомощны в практической жизни. Патологическая привязанность к кому-либо из близких: работать или учиться могут только под их постоянной опекой. Трудоспособность падает

    Нередко сохранена. Иногда больные сами отыскивают условия жизни, способствующие адаптации

    Механизмы психологической защиты

    Избегание контактов с незнакомыми, особенно со сверстниками. Стремление быть под опекой кого-либо из близких

    Сами навязчивости рассматриваются как механизмы психологической защиты от внутренней тревоги

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Wed, 09 Aug 2017 10:50:51 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между синдромом метафизической интоксикации при шизофрении и транзиторной метафизической интоксикацией в подростковом возрасте http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/267-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-sindromom-metafizicheskoj-intoksikatsii-pri-shizofrenii-i-tranzitornoj-metafizicheskoj-intoksikatsiej-v-podrostkovom-vozraste http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/267-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-sindromom-metafizicheskoj-intoksikatsii-pri-shizofrenii-i-tranzitornoj-metafizicheskoj-intoksikatsiej-v-podrostkovom-vozraste

    Критерии

    Синдром метафизической интоксикации

    Транзиторная метафизическая интоксикация

    Содержание идей

    Часто нелепое, противоречащее логике

    Исходят из рациональной предпосылки, но развиваемые идеи односторонни, преувеличены, негибки

    Изложение идей

    Обычно нечеткое, расплывчатое, даже сумбурное, вычурное или повторение одних и тех же штампов

    Довольно четкое, толковое, иногда даже яркое и увлекательное

    Активность в распространении идей

    Единомышленников либо вообще не ищут, либо после неудачных попыток бросают поиски. Иногда распространяют нелепые воззвания

    Ищут единомышленников, особенно среди сверстников, с ними эмоционально обсуждают волнующую проблему

    Другие симптомы психических нарушений

    Встречаются обсессии, фобии, деперсонализация, а также нарастание замкнутости и бездеятельности

    Обычно отсутствуют, кроме проявлений шизоидной или психастенической психопатии или акцентуации характера

    Социальная адаптация

    Нередко нарушается - пропускают учебу, падает работоспособность, растет отчуждение к близким

    Как правило, сохранена; если нарушена, то вследствие других психопатических особенностей

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Wed, 09 Aug 2017 08:20:35 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между аноректическим синдромом при шизофрении и пубертатной эндореактивной анорексией http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/266-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-anorekticheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-pubertatnoj-endoreaktivnoj-anoreksiej http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/266-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-anorekticheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-pubertatnoj-endoreaktivnoj-anoreksiej

    Критерии

    Аноректический синдром при шизофрении

    Пубертатная эндореактивная анорексия (anorexia nervosa)

    Особенности голодания

    Могут предпочитаться вычурные диеты, основанные на заумных доводах

    Постепенно все более ограничивают себя в пище, начиная с калорийных блюд и доводя до полного голодания

    Чувство голода в начале ограничения в еде

    Часто слабое

    Обычно сильно выражено, с мучениями его превозмогают

    Рвоты при голодании

    Способны быстро становиться ведущим симптомом: поглощают огромное количество пищи, чтобы вызвать у себя обильные рвоты. При рвотах не стесняются посторонних

    Служат только способом похудания: рвотами избавляются от пищи, которую заставили съесть. Вызывают рвоты тайком от других

    Мотивация голодания

    Может быть нечеткой, неопределенной, может отсутствовать логическая связь между мотивом и голоданием. Реже говорят о желании сбавить массу тела, но то же повторяют при явном истощении

    Страстная убежденность в излишней полноте своего тела. При истощении — боязнь располнеть

    Психогенные провокаторы

    Могут полностью отсутствовать

    Началу голодания часто предшествуют замечания о склонности больных к полноте или обсуждения неэстетичности тучного тела

    Идеи отношения

    Нередко бывают выражены

    Выражены слабо или вовсе отсутствуют

    Другие симптомы

    Часто дисморфомании и обсессии, склонность к резонерству. Могут быть деперсонализация, ипохондрические идеи

    Кроме легкой депрессии, другие симптомы отсутствуют

    Половые особенности

    У подростков мужского пола данный синдром, как правило, является манифестацией шизофрении

    У мальчиков практически не встречается. У девочек бывает более часто, чем аноректический синдром при шизофрении

    Преморбид

    Чаще шизоидный тип акцентуации характера. Иногда сенситивные, истерические или эпилептоидные черты

    Обычно — сенситивная акцентуация характера с выраженной реакцией гиперкомпенсации

    Отношение к близким

    Нарастают замкнутость, отчужденность и даже враждебность

    До крайнего истощения остается теплым и внимательным. Ссорятся, когда близкие заставляют их есть

    Учеба и труд

    Еще до начала выраженного истощения начинает падать успеваемость. Жалобы на трудность сосредоточения

    До тяжелой кахексии продолжают упорно и старательно учиться. Охотно помогают дома по хозяйству, выполняют тяжелую физическую работу

    Реакция на госпитализацию

    Может быть только словесный протест, а по существу не тяготятся пребыванием в больнице

    Стеничный бурный эмоциональный протест. Умение привлечь близких на свою сторону, обманом и шантажом, добиваясь от них заявления о выписке из больницы

    Механизмы психологической защиты

    Не выражены

    «Заместительная» деятельность: любят готовить пищу, угощать других, кормить малышей

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Wed, 09 Aug 2017 06:29:35 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между дисморфоманическим синдромом при шизофрении и эндореактивной подростковой дисморфоманией http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/265-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-dismorfomanicheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-endoreaktivnoj-podrostkovoj-dismorfomaniej http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/265-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-dismorfomanicheskim-sindromom-pri-shizofrenii-i-endoreaktivnoj-podrostkovoj-dismorfomaniej

    Критерии

    Дисморфоманический синдром

    Эндореактивная подростковая дисморфомания

    Особенности манифестации

    Начало постепенное или внезапное как озарение. Может быть без видимой причины

    Как правило, под провоцирующим воздействием неблагожелательных высказываний или шуток окружающих, воспринятых как укоры в отношении физического недостатка

    Наличие действительных физических недостатков

    Часто вообще отсутствуют. Встречаются другие дефекты, на которые не обращают внимания, а дисморфомания основывается на вымышленных недостатках

    Обычно небольшой недостаток имеется, но его значение крайне переоценивается

    Преморбидная личность

    Черт сенситивности может не быть

    Обычно выражены черты сенситивности

    Стойкости и число дисморфоманий

    Могут быть одновременно несколько дисморфоманий или одна сменяет другую

    Всегда одна дисморфомания, отличающаяся крайней устойчивостью

    Особенности маскировки мнимых дефектов

    Нередко выбирают нелепые способы, обращающие внимание окружающих

    Умело используют одежду, прически, манеру вести себя. Избегают ситуаций, где дефект может привлечь внимание

    Симптом зеркала

    Ярко выражен. Могут разглядывать себя, не стесняясь окружающих

    Может отсутствовать. Иногда бывает негативное отношение к зеркалам, избегают их (отрицательный симптом зеркала)

    Влияние объективно тяжелых психических травм

    Не влияют

    Усиливают дисморфоманию, которой приписывают постигшие неудачи и несчастья

    Идеи отношения

    Могут быть как связаны с дисморфоманиями, так и не зависеть от них

    Всегда связаны только с дисморфоманией

    Деперсонализация и дереализация

    Встречаются нередко

    Отсутствуют

    Фобии и обсессии, не связанные с дисморфоманиями

    Могут встречаться: предшествовать дисморфоманиям, сочетаться с ними или их замещать

    Отсутствуют

    Другие симптомы психических расстройств

    Кроме угнетенного настроения, идей отношения, фобий и обсессий, возможны ипохондрические жалобы и склонность к резонерству

    Только угнетенное настроение и связанные с дисморфоманией идеи отношения

    Механизм психологической защиты

    Нелепые способы маскировки мнимого дефекта или нереальные планы его исправления

    Вначале только умелая маскировка и настойчивые требования операций или специального лечения, затем - компенсаторная диссимуляция или дезактуализация дисморфоманий

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Tue, 08 Aug 2017 09:49:08 +0000
    Дифференциально-диагностические критерии между истероидным психопатоподобным синдромом и истероидной психопатией и акцентуацией характера http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/264-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-isteroidnym-psikhopatopodobnym-sindromom-i-isteroidnoj-psikhopatiej-i-aktsentuatsiej-kharaktera http://pbgu.ru/index.php/poleznye-materialy/264-differentsialno-diagnosticheskie-kriterii-mezhdu-isteroidnym-psikhopatopodobnym-sindromom-i-isteroidnoj-psikhopatiej-i-aktsentuatsiej-kharaktera

    Критерии

    Истероидный психопатоподобный синдром

    Истероидная психопатия и акцентуация

    Особенности поведения

    Постоянно разыгрывают одну и ту же роль без учета ситуации и впечатления на окружающих

    Тонкий артистизм, умение оценивать обстановку, найти способы произвести впечатление. Легко меняют разыгрываемую роль

    Интонации голоса, мимика, жесты

    Фальшивая наигранность, утрированные гримасы, кривляние, манерность

    Очень выразительны, производят впечатление яркой эмоциональности

    Эмоциональность

    Обычно рано обнаруживаются холодность и черствость

    При ярких внешних эмоциональных проявлениях слабость теплых привязанностей, поверхностность переживаний

    Отношение к семье и близким

    Холодное и безразличное к одним, патологическая ревность к кому-либо из близких

    Претендуют на роль семейного кумира, на восхваление и угождение. При неудачах в учебе и труде и непризнании со стороны сверстников семья становится «козлом отпущения»

    Учеба и труд

    Обычно несостоятельны, хотя строят для себя нереальные заманчивые перспективы

    Претендуют на престижное положение, превышающее способности и возможности. Не получив желаемого, забрасывают учебу, часто меняют места работы — в своих неудачах винят других

    Сексуальное поведение

    Проявляется мало. Любят рассказывать о себе фантастические истории. Возможны оговоры близких, которых ревнуют

    Влечение не отличается силой. Предпочитают флирт. Способны на оговоры и самооговоры

    Критерии

    Истероидный психопатоподобный синдром

    Истероидная психопатия и акцентуация

    Алкоголизация

    Не характерна

    Могут хвастать алкогольными эксцессами, способностью «всех перепить» или изысканным выбором напитков. Из-за хвастовства в компаниях могут действительно привыкнуть к приему больших доз алкоголя

    Употребление наркотиков и других дурманящих средств

    Не характерно. Могут сочинять фантастические истории о наркотических эксцессах.

    Истинные наркомании формируются редко. Употребление чаще носит показной характер, чтобы привлечь к себе внимание

    Побеги из дома и воспитательных учреждений

    Чаще непродолжительные уходы и блуждания. Побеги в далекие места могут быть связаны с разыгрываемой ролью и тогда кажутся нелепыми и беспричинными

    Обычно демонстративные: убегают туда, где будут искать, или косвенно дают знать о месте пребывания

    Правонарушения и общественно опасные действия

    Чаще всего нелепое, вызывающее поведение в общественных местах или перед должностными лицами, трактуемое как хулиганство

    Спекуляции, мошенничество, обман, подделки документов. Умение втереться в доверие, чтобы завладеть деньгами или ценностями. Вызывающее поведение в общественных местах. Избегают физического столкновения с жертвами

    Суицидальное поведение

    Угрозы и суицидные попытки, которые могут быть опасными для жизни

    Демонстративные попытки, которые стараются разыграть так, чтобы их приняли за истинные, но обязательно предотвратили

    Патологическое фантазирование

    Ярко выражено и тесно связано с разыгрываемой ролью. Любят сочинять о себе устрашающие близких истории. Рассказывают другим, не заботясь о правдоподобии

    Фантазируют «для других», стараясь произвести впечатление на окружающих. Легко вживаются в роль. Могут вводить в заблуждение доверчивых людей. «Про себя» никогда не путают реального и выдуманного, всегда настороже в отношении возможности разоблачения

    Реакция эмансипации

    Может проявляться как протестными высказываниями, так и нелепыми демонстративными поступками

    Обычно ограничивается демонстративными протестными высказываниями

    Реакция группирования со сверстниками

    Держатся в стороне от сверстников. Вызывают у тех насмешки

    Легко включаются в группы, где могут претендовать на лидерство или престижное положение. Вымыслами и посулами на какое-то время могут привлечь к себе. Будучи разоблачены, меняют компанию и приятелей

    Увлечения

    Слабо выражены или вовсе отсутствуют, хотя могут рассуждать о своих успехах в какой-либо области

    Относятся к «эгоцентрическим хобби» — любая деятельность, способная привлечь внимание окружающих, выделиться, произвести впечатление незаурядности

    Механизмы патологической защиты

    Игнорирование психотравмирующей ситуации

    Кататимные механизмы. Перекладывание вины на других. «Бегство в болезнь». Демонстративные аффективные реакции (аффективное напряжение разряжается разыгрыванием сцен)

    Личко А.Е., "Шизофрения у подростков"

    ]]>
    poverina88@yandex.ru (Вита Мортис) Полезные материалы Mon, 07 Aug 2017 23:11:05 +0000