Проективная методика исследования личности опубликована Л. Сонди в 1939 г.

Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая шизофрения, депрессия и мания). Большинство используемых в тесте портретов больных заимствованы из немецких учебников по психопатологии.

Карточки-портреты разделены на 6 серий, по 8 в серии (по одному портрету от каждой категории больных). Обследуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся. Для получения устойчивых показателей обследование рекомендуется проводить не менее 6 раз.

При интерпретации полученного материала исходят из того, что если четыре или более портретов одной категории больных получили благоприятную или неблагоприятную оценку, то данную «диагностическую область» следует признать значимой для обследуемого. Считается, что выбор портретов зависит прежде всего от инстинктивных потребностей. Отсутствие выбора свидетельствует об удовлетворенных потребностях, а неудовлетворенные, действующие с большой динамической силой, приходят к позитивному или негативному выбору. В случае позитивного выбора речь идет о потребностях, которые признаются, а выбор, отрицательно окрашенный, указывает на задержанные, подавленные потребности.

 

Метод портретных выборов (МПВ). Модификация Собчик Л.Н.

В модифицированном варианте интерпретация базируется на сопоставлении восьми факторов с восьмью индивидуально-типологическим свойствами, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции - это те устойчивые судьбореализующие факторы, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют стиль жизни, выбор профессиональной деятельности, сферы социальной активности, а также существенно влияют на формирование индивидуальной иерархии ценностей.

В модификации все портреты были выполнены заново художником Б. И. Энским. Особая роль отводилась сохранению их психологической сущности и сходству с оригиналом.

Валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы (765 человека) и на контингенте больных с пограничными психическими расстройствами (282 человека). В ходе дальнейшего использования данной методики численность обеих выборок многократно увеличилась.

 

Процедура проведения

Cтимульный материал методики представлен шестью сериями портретов (I-VI); в каждой серии - восемь портретов людей, у которых в наиболее чистом виде представлена одна из ряда патологий: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические склонности, шизоидные проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва два симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - два наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из восьми предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего шесть. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение: h - сексуальная недифференцированность; s - садизм-мазохизм; е - эпилептоидные тенденции; hу - истерические склонности; k - кататонические проявления; р - паранойяльность; d - депрессивное состояние; m - маниакальные проявления.

Римская цифра от I до VI указывает на номер серии. Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит восемь портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией.

Испытуемому дается следующая инструкция: "Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем - следующий за ним". Испытуемый может выложить ряд из восьми портретов, принадлежащих к одной серии, при этом получится континуум, один из полюсов которого - полюс симпатии, другой - полюс антипатии. Два первых портрета засчитываются как предпочитаемые, два последних - как отвергаемые. При сильном сопротивлении, которое чаще всего носит эго-защитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполненной инструкции "Выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами" оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция: "Отберите, пожалуйста, два самых неприятных портрета и дайте мне их". Эти два портрета также убираются из поля зрения испытуемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов. Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все восемь портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить эксперимент таким образом, чтобы время на раздумье было ограничено.

Исследователя интересует первая непосредственная реакция. Исследование, обозначенное Сонди как "заднеплановый заход" (в модификации Собчик - "второй план"), предоставляет испытуемым возможность довыбора двух симпатичных и двух отвергаемых из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле. Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении специальных сеток. Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен как для однократного, так и для многократных "переднеплановых" исследований, а второй - для дополнительных, "заднеплановых" исследований.

 

Обработка результатов

Составление профиля влечения
Векторы S P Sch C
Факторы h s e hy k p d m
Баллы                

Регистрационный бланк-сетка для теста Сонди

Буквы на схеме профиля обозначают в закодированном виде те потребности (факторы), которым соответствует каждый из восьми портретов определённой серии:

  • h — сексуальная недифференцированность;
  • s — садизм;
  • e — эпилептоидные тенденции (гнев, ревность и т. д.);
  • hy — истерические проявления (демонстративность и т. д.);
  • k — кататонные тенденции (замкнутость, обидчивость и т. д.)
  • p — паранойяльные тенденции;
  • d — депрессивно-меланхолические черты (грусть, тяга к занятиям чем-то необычным);
  • m — маниакальные проявления (повышенный тон настро­ения, поиск удовольствий в жизни).

Если обследуемый во время ответа выбирает портрет как симпатичный, под буквой на схеме профиля ставится знак (+), если портрет выбирается как несимпатичный — знак (-). Таким образом, в конце первой части обследования на схеме профиля должно быть 24 знака: 12 плюсов и 12 минусов.

 

Обработка результатов обследования

По методу Сонди различают три формы реакции выбора:

  • Нулевые реакции — обследуемый ни одного раза не вы­бирает портрет одного кода из числа всех предъявленных в 6 сериях или выбирает только один (как симпатичный или не­симпатичный); в приведенном примере это портреты с кодами «е» — один негативный выбор (портрет был один раз выбран как несимпатичный).
  • Полные реакции — обследуемый выбирает 4 и более раз портрет, который относится к конкретному фактору (как сим­патичный или несимпатичный); в примере это портреты с ко­дами «s» (6 выборов, из них 4 позитивных и 2 негативных), «р» (4 выбора, 3 позитивных и 1 негативный), «d» (4 выбора, все негативные). Среди полных реакций отдельно обозначают амбивалент­ные реакции — 4 и больше выборов, среди которых два и боль­ше с противоположными знаками (выбор по коду «s» является полным и амбивалентным); позитивные реакции — 4 и больше выборов, однако, количество негативных среди них не больше одного (например, выбор по коду «р»); негативные реакции — 4 и больше выборов, однако количество позитивных среди них не больше одного (например, выбор по коду «d»).
  • Средние реакции — портрет, который относится к первому фактору, выбирается два или три раза (как симпатичный или несимпатичный). Примером таких реакций на схеме являются портреты с кодами «h» (3 выбора, 2 позитивных и 1 негативный), «hy» (два позитивных выбора), «к» (2 выбора, позитивный и негативный), «m» (2 негативных выбора).

С точки зрения психологии влечений нулевые реакции сви­детельствуют о том, что данная потребность (фактор) является важной для субъекта, однако на момент тестирования она уже удовлетворена в полной мере (т. е. еще до момента выбора).

Полная реакция также свидетельствует о значительной роли данной потребности (фактора) обследуемого. Сонди считает, что, в отличие от нулевой реакции, в случае полной реакции данная потребность является нереализованной (фрустрирован­ной). Также он подчеркивает, что количество выборов указыва­ет на силу потребности, а направление тенденции, (+) или (-), на установку «Я». В соответствии с теорией Сонди, позитивные выборы сви­детельствуют о том, что обследуемый удовлетворен данной тен­денцией у себя, но реализации данной потребности мешают только внешние обстоятельства. Человек ждет удобного момен­та для удовлетворения этой потребности.

Негативные выборы говорят о том, что человек не удовлет­ворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутрилич-ностные преграды. На практике часто встречаются три формы полных реак­ций:

 

  • Позитивная реакция с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как симпатичные (+4, +5, +6);
  • Негативные реакции с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как несимпатичные (-4, -5, -6);
  • Полная амбивалентная реакция — обследуемый выбирает шесть портретов одного фактора в вариантах:
  1. два или три — как симпатичные, остальные два или три — как несимпатич­ные (+2/-2; +2/-3; +3/-2; +3/-3);
  2. четыре — как симпатич­ные (несимпатичные), два — в противоположном направлении (+4/-2, +2/-4).

 

Интерпретация результатов

Рассмотрим интерпретацию позитивных и негативных вы­боров по каждой потребности (фактору). Сонди считает, что по­требность (фактор) расщепляется на две противоположные тен­денции, которые на профиле обозначаются знаками (+) и (-).

 

Фактор «h» — сексуальная недифференцированность («эрос-фактор»). Позитивные выборы свидетельствуют о тенденции к персональной любви и нежности; негативные — о тенденции любви к человечеству, гуманизму.

Фактор «s» — садизм (фактор мужественности или «танатос-фактор»). Позитивные выборы свидетельствуют о таких качествах, как мужество, активность, агрессивность, садизм. Негативные — противоположные качества: цивилизованность, пассивность, покорность, готовность к самопожертвованию, благородство.

Обозначенные два фактора вместе создают вектор сексуаль­ного побуждения «S».

 

Фактор «е» — эпилептоидные тенденции («этос-фактор»). Позитивные выборы связаны с такими качествами, как добро­та, справедливость, терпимость, мягкость, готовность помочь другому. Негативные — с такими как накапливание гнева, рев­ность, нетерпимость, ненависть.

Фактор «hy» — истерические проявления («фактор мора­ли»). Позитивные выборы свидетельствуют о таких качествах, как демонстративность, стремление произвести впечатление на окружающих, артистизм. Негативные выборы — скромность, моральная цензура, склонность к фантазированию.

Эти два фактора создают вектор демонстративности «Р».

 

Фактор «к» — катотонные тенденции (материальный фактор Я). Позитивные выборы определяют присутствие таких лич­ностных качеств как эгоцентризм, педантизм, обидчивость, склонность к логически разумным процессам. Негативные — самоотрешенность, стремление приспособиться к коллективу.

Фактор «р» — паранойяльные тенденции (духовный фак­тор Я). Позитивные выборы свидетельствуют о стремлении к лидерству, соперничестве, завышенной самооценке. Негатив­ные — о заниженной самооценке, осторожности, подозритель­ности, ранимости.

Эти два фактора создают вектор «Я-побуждения» — «Sch».

 

Фактор «d» — депрессивно-меланхолические черты.

Фактор «m» — маниакальные проявления. Позитивные вы­боры подтверждают присутствие стремления к наслаждению, веселья, присутствия в группе; негативные выборы свидетель­ствуют о тенденции к одиночеству и самостоятельности.

Эти два фактора создают вектор социальной вовлеченно­сти «С».

 

Схема трансформации факторов влечений:

S
Сексуальное влечение
h s
Потребность в личной и
коллективной нежности
Садомазохизм
h+ h- s+ s-
Личная любовь: нежность, податливость, мягкость характера Любовь к человечеству:тяга к культуре, любовь к природе Садизм: жестокость, предприимчивость, настойчивость Мазохизм: преданность, покорность, самопожертвование
Sch
Я-влечение
k p
Потребность в личной и
коллективной нежности
Садомазохизм
k+ k- p+ p-
Тенденция к присвоению: эгоизм, рассудительность, педантизм, упрямство Тенденция отрицания:страсть к отрицанию, деструкция Инфляция: пылкость, переоценка себя, энтузиазм Проекция: недооценка себя, недоверие, щепетильность
P
Пароксизмальное влечение
e hy
Потребность в этическом
поведении
Потребность в моральном
поведении
e+ e- hy+ hy-
Тенденция доброты:добросердечность, простодушие, доброжелательность Тенденция зла: злобность, мстительность, злопамятность Эксгибиционизм:жажда одобрения, честолюбие Самомаскировка: стыд, лживость, робость, трусость
C
Контактное влечение
d m
Поиск объекта Сохранение и отторжение
объекта
d+ d- m+ m-
Поиск объекта: любопытство, неуверенность, непостоянство Инерция: верность, жадность, инертность Сохранение объекта:непостоянство, жажда развлечений Отторжение объекта:одиночество, суетливость, несостоятельность