Методика Рене Жиля – полупроективная методика, направленная на изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими.
Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой.
Стимульный материал состоит из 42 картинок и тестовых заданий. На картинках изображены жизненные ситуации, затрагивающие отношения ребенка с другими людьми (члены семьи, ровесники, взрослые). Испытуемый должен выбрать себе место среди изображенных людей.
В тестовых заданиях ребенок отвечает на вопросы, раскрывающие его типичную форму поведения.
Назначение теста: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Описание теста
Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
- отношение к матери;
- отношение к отцу;
- отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
- отношение к братьям и сестрам;
- отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
- отношение к другу (подруге);
- отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
- конфликтность, агрессивность;
- реакция на фрустрацию;
- стремление к уединению
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Тестовый материал
- Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
- Обозначь крестиком, где ты сядешь.
- Обозначь крестиком, где ты сядешь.
- А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
- Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
- Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
- Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
- Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
- Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
- Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
- Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
- У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
- Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
- Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
- Где ты на этот раз?
- Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
- Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
- Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
- Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
- Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
- Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
- Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
- Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
- Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
- Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
- Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
- Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
- Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
- Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
- Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
- Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
- Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
- Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
- Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
- Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
- В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
- Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Ключ к тесту
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.
Название шкалы | Номера заданий | Количество заданий |
---|---|---|
Отношение к матери | 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 | 20 |
Отношение к отцу | 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 | 20 |
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») | 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 | 12 |
Отношение к братьям и сестрам | 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 | 18 |
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам | 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 | 16 |
Отношение к другу, подруге | 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 | 14 |
Отношение к учителю, воспитателю | 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 | 12 |
Любознательность | 5, 26, 28, 29, 31, 32 | 6 |
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») | 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 | 8 |
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей | 20-24, 39 | 6 |
Конфликтность, агрессивность | 22-25, 33-35, 37, 38 | 9 |
Реакция на фрустрацию | 25, 33-38 | 7 |
Стремление к уединению, отгороженность | 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 | 18 |
Регистрационный лист к методике Р. Жиля
Отношение. Поведенческие характеристики |
Значения в натуральных единицах |
Проценты |
Границы нормы |
Границы нормы |
|||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
В натуральных единицах |
В процентах |
||
I. Мать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 - 10 |
25 - 50 |
II. Отец |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 6 |
5 - 30 |
III. Родительская чета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 5 |
8 - 42 |
IV. Брат, сестра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 7 |
5 - 39 |
V. Бабушка, дедушка и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 - 2 |
0 - 13 |
VI. Друг, подруга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 - 3 |
0 - 21 |
VII. Учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 4 |
8 - 32 |
VIII. Любознательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 4 |
16 - 64 |
IX. Общительность в группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 - 3 |
20 - 30 |
X. Доминирование, лидерство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 2 |
16 - 32 |
XI. Конфликтность, агрессивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 4 |
11 - 44 |
XII. Реакция на фрустрацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 - 5 |
28 - 71 |
XIII. Отгороженность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 - 3 |
0 - 17 |
I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
1) отношение к матери;
2) отношение к отцу;
3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;
4) отношение к братьям и сестрам;
5) отношений к бабушке и дедушке;
6) отношение к другу, подруге;
7) отношение к учителю (воспитателю).
II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
8) степень любознательности;
9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;
10) степень стремления к доминированию и лидерству;
11) конфликтность, агрессивность;
12) социальная адекватность поведения — реакция на фрустрацию;
13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.
Примечание. Во-первых, смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». В тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».
Во-вторых, понятие «отгороженность», «стремление к уединению». Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».
Обработка результатов (пример)
Примеры заданий из теста Р. Жиля, (крестиком обозначены ответы ребенка) |
Примеры схематичной маркировки ответов в тестовой тетради |
Примеры ответов |
3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. |
||
|
Шкала №1 – (+) Шкала №2 – (0) Шкала №3 – (0) |
|
6. Ты со своей семьей будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. |
||
|
Шкала №3 – (0) Шкала №4 – (+) |
|
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло? |
||
|
Шкала №9 – (+) Шкала №10 – (+) Шкала №11 – (+) |
Результаты, анализ, заключение (пример)
По словам родителей, Саша поступил в школу в 6,5 лет и поначалу держался очень уверенно, активно отвечал на уроках, взаимодействовал со сверстниками. Через месяц у ребенка стала падать успеваемость, участились случаи упрямства и даже явных истерик, связанных с нежеланием посещать школу. Родители перевели Сашу в частную школу, надеясь что индивидуальный подход изменит его отношение. Ситуация несколько сгладилась, но нормальной не стала. В настоящее время Саша ходит в школу нехотя, постоянно просит, чтобы родители забирали его раньше школа коммерческая, полупансионного типа: дети пребывают там с 9 до 17 часов. К тому же маму мальчика беспокоят его обострившиеся ночные страхи: ребенок часто жалуется на ночные кошмары, «постоянно просит купить ему страшных роботов и фильмы ужасов». Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.
Состав семьи: отец, 40 лет (занимается бизнесом), мать, 35 лет (преподаватель в музыкальном училище), сестра Катя, 11 лет, Саша, 7,9 лет.
При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке на свободную тему Саша изобразил кладбище).
В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность») при наличии тенденции к доминированию и лидерству (завышенный показатель по шкалам № 10 «Лидерство», № 11 «Конфликтность, агрессивность») может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок – ребенок» для Саши является конфликтной. В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером. Таким образом, у испытуемого наблюдается стремление к взаимодействию с другими детьми, желание утвердиться в их глазах, но в реальности наблюдается неумение выстраивать свое поведение соответственно нормам.
Несмотря на то что Саша социально ориентирован, любознателен (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками (по словам мамы у Саши всего два друга – один в школе, другой во дворе).
В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность Саши к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.